загрузка

Проект «Соль»: не хватает перца

Проект «Соль»: не хватает перца

Первый блин комом – народная мудрость как нельзя точно описывает первую порцию попыток звезд русского рока спеть «что-то народное». Хотели-то как лучше…

CD+DVD. «Мистерия звука», 2010.

Примерно пару лет назад я написал статью «Рок и шансон – близнецы-братья», в которой обрисовал очевидные параллели между русским роком и русским же шансоном. Вот уж не предполагал, что именно в связи с желанием «Нашего радио» сделать «народные песни в современном звучании» придется ее поминать.

Идея-то была прекрасна – напомнить рок-публике собственные корни, стимулировать попеть русские народные песни, оживить радиоэфир и заодно вырулить на свежие музыкальные решения.
Отчаиваться не стоит – впереди новые попытки.

Какой-то оживляж в заболотившийся пейзаж русского рока «Соль» уже внесла, за что низкий поклон ее идеологам. А новая музыка рождается всегда в мучениях и непредсказуемости. Так и русский рок начинался когда-то.

Они, не без основания, твердо держатся за «узнаваемость» и «бренд». И петь русские или украинские народные песни так, как пели испокон веков, им не с руки – не узнают, поди.

Музыканты групп как черт ладана боятся каких-либо новых инструментов, – для гитаристов нет струнных, кроме гитар, а для барабанщиков мир ударных инструментов не выходит за круг привычной ударной установки.

И получается то, что должно было получиться. Рок-караоке.

Аранжировки, упрощенные донельзя, и «узнаваемый» вокал в стилистике городского романса. Иными словами, мировоззрение гопника из подворотни на тему «народных, типа, песен».

«Кукрыниксы» свели «Черного ворона» к двухдольному ритму и грязной гитарной пульсации, снабдив бубнежем и робким клавишным проигрышем. «Чичерина» полностью уничтожила мелодию, над которой «парились» десятки поколений, и сделала читку текста «Выйду на улицу» под незамысловатый ритм. Аксакал «Чайф» мелодию сберег, но приберег незамысловатый ритм для веселенького рассказа «По диким степям Забайкалья» – и это про беглого арестанта, потерявшего отца и брата… Изысканный и интеллигентный, казалось бы, «Ундервуд» обратил «Вдоль по Питерской» в горлопанский марш.

Малоизвестный «Зверобой» тоже не грузится – давит массивы текста под одну интонацию. Две солистки жалобно и протяжно выпевают чудную мелодию, и деликатно обрамляют ее гитарным боем и притопами-прихлопами.

Сила народной музыки такова, что при бережном к ней отношении она с легкостью «убирает» всех пыжащихся мэтров русского рока.
В чем же причина столь оглушительной творческой неудачи? Похоже, в нечеткости ставящихся задач.

В прилагающемся DVD музыканты говорят про народные песни абсолютно верные слова – тот же Zdob Si Zdub поминает пронзительные исполнения «На речке, на речке» Евгением Леоновым в фильмах Данелия. Александр Ф. Скляр сумел тонко прочувствовать трагизм казачьей тюремной лирики «Не для меня», почему-то названной народной, хотя у нее есть авторы – А.Молчанов и Н.Девитте.

Но вытянуть из белогвардейского популярного романса «современное звучание» все-таки не получилось. Куда более продвинулся в этом отношении «Океан Ельзи», из «Ой, чий то кінь стоїть» сделавший нойзовую трагическую балладу.

Диана Арбенина спела романс «Я ехала домой» как отлично спетый и талантливо аранжированный светский романс – что вовсе не удивляет, но причем тут народная стезя? Уж Zdob Si Zdub, поднаторевший на переложении молдавского фольклора на современный язык, мог бы сделать более деликатное прочтение «На речке, на речке» – но ради «узнаваемости» ударился в «ох ты, ух ты!» и натуральную цыганщину.

25.01.2013

Похожие статьи: