загрузка

«Крематорий» сыграл «Медузу-Горгону» и прочитал лекцию

В то время, как космические корабли бороздят просторы Большого театра, а отдельные представители рок-истеблишмента – просторы президентской администрации, группа «Крематорий» продолжает налаживать трансконтинентальные и интеллектуальные связи.

На этот раз «Крематорий» занесло в Италию.

Правда, не выезжая из Москвы, что вполне возможно – просто территория особняка Берга, что в Денежном переулке, в котором квартирует Посольство Италии в России, также является суверенной территорией родины Пиноккио и Данте Алигьери. Повод для посещения – предварительный закрытый просмотр скульптуры классика итальянского барокко Джан Лоренцо Бернини «Голова Медузы».

Да-да, той самой «Медузы-Горгоны, кровавой ведьмы», трогательно воспетой в крематорской композиции аж 1986 года.

Там же изложен миф о происхождении флейты, которую создала Афина, вдохновлённая криками сестёр Медузы в день её смерти. Эта история совершенно созвучна современному искусству в части его напряжённого внимания к проблемам «гения и злодейства», проблеме соотношения творчества с насилием и патологиями человеческой морали.
Итак, наша современная трактовка образа Медузы диалектична.«Крематорий» сыграл «Медузу Горгону» и прочитал лекцию
Музыканты группы «Крематорий» сыграли уникальный unplugged-сет

Песня «Медуза-Горгона» впервые прозвучала в акустической редакции, и была благосклонно принята как российско-итальянскими слушателями, среди которых присутствовал посол Италии в России г-н Антонио Дзанарди Ланди с супругой, так и самой виновницей торжества. В программу выступления группы органично вписались и классические хиты «Сексуальная кошка» и «Мусорный ветер», окончательно придавшие сету привкус аристократического музицирования на итальянской вилле. Также у Гесиода мы впервые встречаем упоминание о смертности Медузы, в отличие от бессмертия её сестёр – артефакты современной поп-культуры так же недолговечны в отличие от практического бессмертия художественной классики.
Тем не менее, отличительной чертой современного поп-искусства является его внешняя привлекательность. В отличие от других античных авторов, таких, как уже упомянутый нами Гесиод, или Эсхил, в трагедиях которого образ Медузы олицетворяет собой воплощение абсолютного зла, в «Двенадцатой пифической оде» Пиндара впервые упоминается красота Медузы, под влиянием которой видевшие её окаменевали ещё до изгнания горгоны из храма Афины.

Это отсылает нас к ещё одному источнику – «Божественной комедии» Данте Алигьери, в которой упомянутые персонажи занимают место в различных кругах Ада, а Медуза охраняет один из внутренних кругов. Таким образом, в нашем нынешнем понимании, Медуза – это ещё и олицетворение современных технологий манипуляции массовым сознанием, неких политических игр, направленных на осуществление абсолютного контроля над личностью и её подавление. Разумеется, это может показаться несколько вольной трактовкой оригинального образа, но, как я уже говорил, культурная общезначимость диктуется возможностью узнавания классического образа во множестве современных контекстов.

08.01.2014

Похожие статьи: