загрузка

“Чайф” – “Изумрудные хиты”. Что делать, если надоел “Ой-йо!”

Чайф   Изумрудные хиты. Что делать, если надоел Ой йо!

Сборник лучших песен группы ‘ЧайФ’ – примерно то же самое, что ‘Зе бест’ ‘Крематория’. Разве что выбор хитов побогаче, а так все то же самое: выпускать подобные пластинки можно хоть каждый год, и на них всегда найдется спрос.

Это путь простой и очевидный, но скучный. Уважающая себя группа материал для сборника берет не на старых дисках, а готовит его каким-нибудь специальным образом: играет на концерте в новой аранжировке, записывает с привлечением дополнительных музыкантов и т.п.

А еще – не подпускает к формированию трек-листа никаких издателей, стараясь составить список своих лучших песен по собственному усмотрению. ‘ЧайФ’ при подготовке ‘Изумрудных хитов’ пошел именно что по трудному пути: группа пригласила на запись ансамбль народных инструментов ‘Изумруд’, с которым ‘чайфам’ как-то довелось посотрудничать. С другой стороны, и без балалаек эти песни звучали неплохо – так к чему все эти излишества?

Множить дальше число конкретных примеров нецелевого использования народных инструментов не имеет смысла. Никто не отнимет у ‘ЧайФа’ звания русской народной группы, потому что секрет их народности заключается вовсе не в балалайках.

Стремление музыкантов показать новое звучание известных песен, конечно, заслуживает уважения, но бывают такие песни, которые от избыточного украшательства теряют свою исконную прелесть. Это, на мой взгляд, произошло с большинством ‘Изумрудных хитов’.

Еще один народный хит ‘Ой-йо’ надоел ‘чайфам’ настолько, что они впервые позволили себе заявить об этом вслух. Песня дана здесь в абсолютно неузнаваемом варианте, чуть ли даже мелодия не изменена, а уж припев вообще спет совсем по-другому.

В обычно до костей пробирающей композиции ‘С войны’ ‘изумрудцы’ сидят в засаде полторы минуты, после чего опять тихонько заводят свои народные инструменты. Но эта кажущаяся тактичность здесь не срабатывает – верное настроение сбивается напрочь.

А вот позитивные песни ‘Не спеши’ и ‘Оранжевое настроение’ бренчание ‘Изумруда’ не портит.Зато в альбом не попало много заслуживающих внимания произведений, а многократно декларированная народность творчества группы ‘ЧайФ’ в этом сборнике была благополучно доведена до абсурда. Шахрин и Бегунов всегда были органичны в образе душевных уральских хитрованов – но вот дернуло же их нацепить косоворотки с лаптями и превратиться в ‘Песняров’.

А именно такие ассоциации появляются, когда в каком-то очень знакомом и очень щемящем месте любимой песни начинают свиристеть и подъелдыкивать посконные трещотки и балалайки. Вот ‘Аргентина – Ямайка 5:0′ – шуточная, но вместе с тем очень драматичная вещь: в новой версии шахринские распевы ‘какая боль, какая боль’ происходят под гаденький фон любимого инструмента Полиграфа Полиграфовича Шарикова.

И вроде тихонько перебирает член ‘Изумруда’ три свои струны, а хочется плюнуть и выключить. После совместного концерта дело дошло и до студийной сессии.

В итоге у слушателя возникнет подозрение, что при выборе песен для сборника группа руководствовалась вовсе не соображениями, какие треки вызовут наибольшее удовольствие у поклонников, а пригодностью той или иной композиции к обработке с применением балалаек и домр. Видимо, по этому принципу среди ‘Изумрудных хитов’ появились ‘Вольный ветер’, ‘Матаня’ и ‘Пиво’.

Иногда для сборника лучше, когда он формируется тупо: из песен со старых пластинок, где они выглядят единственно верным образом.
Алексей Мажаев, Intermedia
Real Records.

Релиз диска состоялся в марте.

12.02.2013

Похожие статьи: