Борис Гребенщиков в своей радиопрограмме «Аэростат» рассказал о том, как он впервые услышал песню «Город золотой», и как петь правильнее: над небом голубым, или под небом голубым? В новом выпуске «Аэростата» Борис Гребенщиков так рассказывает историю этой знаменитой песни:
«Когда-то в середине 1970-х годов в самодеятельном театре Эрика Горошевского мне довелось услышать неизвестную песню завораживающей красоты.И вот однажды в Париже поздней ночью меня познакомили с одним из авторов этой песней, чудесным человеком, поэтом и художником Алексеем Хвостенко.
Дело было так – осенью 1991 года нас с Курехиным неожиданно позвали играть на фестиваль в Париж; а ночью, после выступления, повезли в гости, на бывший завод, переделанный в сквот, где жила бесконечно разношерстная и очень теплая интернациональная компания художников и поэтов; одним из заводил сквота был Леша Хвостенко, который там и жил, и работал. Я первый раз в жизни оказался в таком месте, и мне все было обезоруживающе интересно; вот только Хвост на меня смотрел как-то странно; потом когда после многих кубков легкого вина мы все-таки разговорились, он все объяснил: оказалось – ему рассказывали, что я присвоил себе его песню; когда же выяснилось, что я никогда не претендовал на авторство и, напротив, – более 15 лет искал – кто тот гений, что ее написал? – недоразумения были прояснены, и мы расстались друзьями.
Но один вопрос все-таки остался – так “над” или “под”? К чести Леши Хвостенко надо сказать, что выслушав мои сбивчивые объяснения того, как я чувствую эти слова, он заключил, что я имею полное право петь так, как считаю правильным.
Надо сказать, что причина петь так – и так считать – у меня была довольно основательная. Ведь исходя из текста песни “город золотой” – очевидный аналог одновременно Эдема и Царства Божия.
А в Евангелии сказано: “Не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: “Вот, оно здесь”, или “вот, там”. Но была одна загвоздка. В оригинале первая строчка звучит “над небом голубым”.
А я всегда пел “под небом голубым” – так мне услышалось, когда я первый раз узнал эту песню; так я и привык петь.
Она начиналась словами “Под небом голубым есть город золотой”.
В театре все были знакомыми, и дождавшись конца спектакля, я немедленно умолил Леню Тихомирова, который пел эту песню в спектакле, показать мне, как она играется – после чего эта песня на многие годы вошла в репертуар Аквариума.
Естественно, было интересно узнать – кто же ее написал.
Вскоре обнаружилось, что музыка была взята с пластинки фирмы “Мелодия” и была написана неким средневековым композитором по имени Франческо де Милано; но кто же написал слова? Я спрашивал, назывались разные имена, самые нелепые, вплоть до Бродского и Юнны Мориц, но как-то все это не убеждало.
Только спустя десяток лет удалось установить причины такой тайны: авторами слов, оказывается, были два уехавших в эмиграцию петербургских поэта – Леша Хвостенко и Анри Волохонский, а про “уехавших” упоминать было нельзя.
Кстати, после перестройки выяснилось, что и музыку написал вовсе не Франческо де Милано, а скромный преподаватель гитары Владимир Вавилов, который эту пластинку, собственно, и составлял – и чтобы его мелодия увидела свет, приписал ее средневековому мастеру.
Ибо вот, Царствие Божие внутри вас” (Лк. 17, 20-21)».
09.10.2013
Похожие статьи:
Фильм про Гергиева может снять Вуди Аллен
Худрук Мариинки Валерий Гергиев планирует показать документальный фильм Анны Матисон “Валерий Гергиев и Мариинский театр” на открытии второй сцены театра, об этом во вторник рассказал продюсер картины Алексей Учитель. “Этот фильм — большой проект, мы снимали его долго. Сразу могу сказать, что будет два вариант картины: полуторачасовой и 52-минутный — […]
Гитарист-виртуоз Финкельштейн исполнит хиты Паганини и Шуберта
Выдающийся российский гитарист-виртуоз, лауреат международных конкурсов Евгений Финкельштейн выступит во Дворце на Яузе 3 февраля. Его исполнение отличает необыкновенно красивый звук, чрезвычайная тонкость и выразительность. Эти качества, помноженные на отточенную технику и филигранность, производят на слушателей неизгладимое впечатление.
Прокурор подал иск к Александру Градскому
Пресненский суд Москвы принял к производству иск районного прокурора к певцу и композитору Александру Градскому по поводу помещения в центре Москвы Об этом сообщила Российскому агентству правовой и судебной информации (РАПСИ) пресс-секретарь суда Ольга Сутяпова. Согласно материалам дела, прокурор просит суд обязать народного артиста России заключить охранное обязательство с комитетом […]
Андрей Микита сложил «Семь песен о Боге»
20 ноября в 19.00 ч. в Большом зале Московской Консерватории состоится премьера оратории «Семь песен о Боге» композитора Андрея Микиты на стихи Бориса Гребенщикова. В основу оратории положены музыкальные темы семи песен группы «Аквариум»: «Господу видней», «Обещанный день», «Серебро Господа моего», «Еще один раз», «Сокол», «Дубровский», «День радости».
«Пьяццолла-квинтет» сыграет Пьяццоллу в день Святого Валентина
В день Святого Валентина известный московский ансамбль «Пьяццолла-квинтет» сыграет во Дворце на Яузе вечер аргентинского танго с участием мастеров-тангерос Анибал Луарато и Валерии Масиде (Аргентина). Танго – это всегда танец про двоих, это история, наполненная глубоким смыслом и страстью. Ансамбль много гастролирует в России и за рубежом, выпустил два диска […]