Бас-кларнет (итал. clarinetto basso; фр. clarinette basse; нем. Bassklarinette; англ. bass clarinet) — деревянный духовой музыкальный инструмент, басовая разновидность кларнета, появился во второй четверти XIX века.
Бас-кларнет обладает густым, несколько мрачноватым тембром (особенно в нижнем регистре).
Попытки создать инструмент, родственный кларнету, только басового регистра предпринимались с середины XVIII века. Самый ранний сохранившийся из таких инструментов находится в мюнхенском музее - работа мастеров братьев Антона и Михаэля Майрхоферов из Пассау начала 1770-х годов. По строению он напоминает бассет-горн, однако обладает дополнительной кроной, которая позволяет извлечь нижний звук «до», при этом клапан для извлечения «ре» отсутствует. Также известны бас-кларнеты работы Генриха Грензера 1793 года и его дяди Августа ― 1795. Эти инструменты по форме напоминали фаготы и, по всей видимости, предназначались для замены фаготов в военных оркестрах.
Вид, к которому мы привыкли, бас-кларнет приобрёл в конце 1830-х годов. Адольф Сакс, усовершенствовал систему клапанов, улучшил интонирование и расширил диапазон, создав, таким образом, новый полноценный инструмент классической музыки. В 1836 бас-кларнет впервые введён в оркестр, Джакомо Мейербером в опере «Гугеноты», поручив этому инструменту ответственное соло в пятом действии.
Со второй половины XIX века популярность бас-кларнета растет, он становится почти постоянным участником симфонического оркестра. В оркестре используется, как правило, один бас-кларнет (реже два), причём зачастую его партия представляет собой временную замену одного из кларнетов.
С начала XX века композиторами неовенской школы, бас-кларнет стал использоваться в камерных ансамблях, а во время эпохи авангарда ― и как сольный инструмент. Первое сочинение для бас-кларнета и фортепиано ― Соната Отмара Шёка; 1931 год, также сочинения для бас-кларнета были написаны Славой Ворловой, Софией Губайдулиной, Виктором Екимовским и другим композиторами.
Отдельными исполнителями бас-кларнет применяется в джазе.
Техника игры на бас-кларнете практически идентична технике игры на обычном кларнете, но в силу бо́льших размеров и немного измененного строения системы клапанов бас-кларнет отличается меньшей технической подвижностью.