15 апреля в Центральном музее музыкальной культуры имени М. И. Глинки состоялась презентация первого издания клавира оперы А. П. Бородина «Князь Игорь» в авторской редакции. Этот клавир, подготовленный совместными силами творческого коллектива «Геликон-оперы» и Всероссийского музейного объединения музыкальной культуры имени М. И. Глинки, вышел в свет в московском издательстве «Классика-XXI» при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда.
Ровно двумя годами ранее в апреле 2011 года на сцене Светлановского зала Московского международного Дома музыки состоялась мировая премьера авторской редакции оперы А.П. Теперь это больше не является тайной.
В клавир вошли только те сцены, которые Бородин действительно для «Игоря» сочинил. Кроме того, напечатаны авторские варианты отдельных номеров и указано, какие из сцен можно перемещать, не нарушая авторской воли. В 1977 году на основе материалов из музея им.
Глинки был издан сборник хоров Бородина, куда вошла так называемая «Сцена Галицкого с девушками». Оказалось, что у самого Бородина Галицкий в этой сцене вообще не участвует, а ее музыка в руках Римского-Корсакова претерпела огромные изменения.
До сих пор существует мнение, что авторской редакции «Князя Игоря» как таковой нет, и восстанавливать, собственно говоря, нечего. Это мнение опровергается обращением к подлинным рукописям Бородина: только нотных автографов «Князя Игоря» на сегодня известно 93, и они хранятся в девяти российских и зарубежных архивах.
Публикация фрагментов «Князя Игоря», не вошедших в общеизвестную редакцию Римского-Корсакова и Глазунова, началась еще в 1950-е годы. Глинки Наталья Тартаковская.
Солисты театра «Геликон-опера» исполнили перед собравшимися неизвестные ранее фрагменты оперы.
Елена Михайленко представила неизвестное ранее Ариозо «Сон Ярославны», а в исполнении Александра Киселева прозвучал монолог Князя Игоря «Зачем не пал я на поле брани». Бородина «Князь Игорь».
Концертный вариант прозвучал в исполнении солистов, хора и оркестра театра «Геликон-опера». Дирижёр – Владимир Понькин. Это исполнение показало: «Князь Игорь» Бородина и «Князь Игорь» Римского-Корсакова и Глазунова – фактически две разные оперы.
В некоторых случаях Бородин действительно оставил исполнителям свободу выбора, но точно очертил ее границы.
Об увлекательной научной работе, предшествовавшей изданию клавира, об актуальности этого исследования рассказали музыковед Анна Булычёва, подготовившая издание, генеральный директор Всероссийского музейного объединения музыкальной культуры имени М. И. Глинки Михаил Брызгалов, художественный руководитель театра «Геликон-опера» Дмитрий Бертман, проректор по науке Московской консерватории Константин Зенкин, начальник отдела конкурсных проектов по филологии и искусствоведению Российского государственного научного фонда Николай Денисов и главный хранитель ВМОМК им.
Это была бомба, которая тогда, в 1970-е, не взорвалась – на нее почему-то не обратили внимания.
«Князь Игорь» более ста лет находился в положении «знакомого незнакомца». Вроде бы всем он известен, но ни в одной книге нельзя прочитать, что в опере на самом деле принадлежит Бородину, а за что он не несет ответственности. Концертмейстер – Елена Сосульникова.
16.08.2013
Похожие статьи:
Алексей Айги и ансамбль 4’33” выступят в “Доме”
Алексей Айги и ансамбль 4’33” дают концерты в Москве редко. Но всегда рады выступить в КЦ “Дом”. 24 марта музыканты дадут эксклюзивный концерт в “Доме”, программу которого они решили держать в секрете до самого начала выступления. Недавно дуэт Алексея Айги и Дитмара Боннена, один из старейших совместных проектов, дали серию […]
Башмет создаст центр для одаренных детей в Екатеринбурге
Народный артист СССР Юрий Башмет объявил о создании в Екатеринбурге одного из четырех в России образовательных центров для музыкально одаренных детей Юрия Башмета, сообщает в пятницу правительство Свердловской области. Итоги отборочного тура Башмет пообещал объявить по окончании прослушиваний во всех 18 городах страны, которые он планирует посетить в ближайшее время, […]
Risha задала слушателям новую загадку
Русские народные песни, сказания, заговоры – все это отражено в творчестве московской ethno nu-metal группы Risha. Теперь очередь дошла и до загадок – развлечения, которое испокон веков присутствовало во всех традиционных культурах. Что касается ролика – это всего лишь первый кусочек паззла, но ждать осталось совсем недолго, скоро все разрешится», […]
Этническую электронику поиграют на Кузнецком Мосту
Презентация сборника этно-электронной музыки Good Karma/ Volume 2 состоится в 9 июня в ресторане «Джаганнат». Завершать концертную программу Dj Несифоров. «Гарик Космонавт и его проект «Triangle Sun» исполнят очень приятный релаксирующий сет, после чего все смогут насладиться позитивными вибрациями даб-чиллаут проекта «Сонные Мишки», – рассказывает о презентации Дмитрий Тиков. – […]
Олег Сакмаров, Ян Бидерман и квартет из диджериду выступят на фестивале сакрального искусства
Духовно – оздоровительный форум “Новая Эра” и Фестиваль сакрального искусства (или этнофестиваль музыки и танца) пройдут 22-24 апреля в Москве. Академичеcкая, ул. 18.30-19.00 “Оркестр интуитивной музыки” Яна Бедермана. 19.00-19.30 Фонд изучения культурного наследия Индии “Нритья Сабха”. Элеонора Маргорина, Анна Гофман, стиль “Катхак”. 20.00-21.30 Связь духовного, психического со здоровьем.