загрузка

«Князь Игорь» издан в авторской редакции

«Князь Игорь» издан в авторской редакции

15 апреля в Центральном музее музыкальной культуры имени М. И. Глинки состоялась презентация первого издания клавира оперы А. П. Бородина «Князь Игорь» в авторской редакции. Этот клавир, подготовленный совместными силами творческого коллектива «Геликон-оперы» и Всероссийского музейного объединения музыкальной культуры имени М. И. Глинки, вышел в свет в московском издательстве «Классика-XXI» при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда.

Ровно двумя годами ранее в апреле 2011 года на сцене Светлановского зала Московского международного Дома музыки состоялась мировая премьера авторской редакции оперы А.П. Теперь это больше не является тайной.

В клавир вошли только те сцены, которые Бородин действительно для «Игоря» сочинил. Кроме того, напечатаны авторские варианты отдельных номеров и указано, какие из сцен можно перемещать, не нарушая авторской воли. В 1977 году на основе материалов из музея им.

Глинки был издан сборник хоров Бородина, куда вошла так называемая «Сцена Галицкого с девушками». Оказалось, что у самого Бородина Галицкий в этой сцене вообще не участвует, а ее музыка в руках Римского-Корсакова претерпела огромные изменения.

До сих пор существует мнение, что авторской редакции «Князя Игоря» как таковой нет, и восстанавливать, собственно говоря, нечего. Это мнение опровергается обращением к подлинным рукописям Бородина: только нотных автографов «Князя Игоря» на сегодня известно 93, и они хранятся в девяти российских и зарубежных архивах.

Публикация фрагментов «Князя Игоря», не вошедших в общеизвестную редакцию Римского-Корсакова и Глазунова, началась еще в 1950-е годы. Глинки Наталья Тартаковская.
Солисты театра «Геликон-опера» исполнили перед собравшимися неизвестные ранее фрагменты оперы.

Елена Михайленко представила неизвестное ранее Ариозо «Сон Ярославны», а в исполнении Александра Киселева прозвучал монолог Князя Игоря «Зачем не пал я на поле брани». Бородина «Князь Игорь».

Концертный вариант прозвучал в исполнении солистов, хора и оркестра театра «Геликон-опера». Дирижёр – Владимир Понькин. Это исполнение показало: «Князь Игорь» Бородина и «Князь Игорь» Римского-Корсакова и Глазунова – фактически две разные оперы.

В некоторых случаях Бородин действительно оставил исполнителям свободу выбора, но точно очертил ее границы.
Об увлекательной научной работе, предшествовавшей изданию клавира, об актуальности этого исследования рассказали музыковед Анна Булычёва, подготовившая издание, генеральный директор Всероссийского музейного объединения музыкальной культуры имени М. И. Глинки Михаил Брызгалов, художественный руководитель театра «Геликон-опера» Дмитрий Бертман, проректор по науке Московской консерватории Константин Зенкин, начальник отдела конкурсных проектов по филологии и искусствоведению Российского государственного научного фонда Николай Денисов и главный хранитель ВМОМК им.

Это была бомба, которая тогда, в 1970-е, не взорвалась – на нее почему-то не обратили внимания.
«Князь Игорь» более ста лет находился в положении «знакомого незнакомца». Вроде бы всем он известен, но ни в одной книге нельзя прочитать, что в опере на самом деле принадлежит Бородину, а за что он не несет ответственности. Концертмейстер – Елена Сосульникова.

16.08.2013

Похожие статьи: