загрузка

Фестиваль «Два века с Верди» прошел в Самаре – ч. 2

Фестиваль «Два века с Верди» прошел в Самаре   ч. 2

Все это объясняется, на мой взгляд, либо претензией на абсолютную, граничащую с произволом свободу творчества, либо порожденной реалиями нашего времени коммерциализацией искусства и стремлением любой ценой заманить публику в зрительный зал. Не сбросить со счетов и влияние массовой поп-культуры, потакающей непритязательным вкусам, а подчас и низменным инстинктам людей.

Но ни новаторство, ни традиционность режиссерских решений сами по себе еще не рождают высокое искусство, не являются гарантией подлинного успеха.

Премьера самарской «Травиаты» вызвала неоднозначную реакцию внезапно оживившихся доселе неизвестных в самарских пределах комментаторов.

Большой, однако, вопрос: насколько его суть и визуальный ряд соответствуют характеру и строю музыки оперы.
Казалось бы, многочисленные эксклюзивы самарского спектакля исключают возможность участия в нем артистов со стороны.

Но они не смутили ни исполнителя заглавной партии Бориса Стаценко, которому за годы зарубежной карьеры довелось видеть и кое-что почище, ни выступившего в партии герцога солиста московской «Геликон-оперы» Василия Ефимова, индивидуальности которого, похоже, самарская трактовка персонажа оказалась особенно близкой по духу. Этот гостевой тандем уже пел в «Риголетто» на фестивале 2012 года.

Ничего подобного в самарской «Аиде» нет и в помине. Режиссер-постановщик стремится не только к логической выстроенности мизансцен, но и к максимальной психологической достоверности сценического существования персонажей, каждый из которых – живое лицо, характер.

Предложено немало оригинальных поведенческих деталей, мизансцен.
Великолепна световая партитура, оживляющая экзотические панорамы: сверкающую золотом помпезную площадь в Фивах, отливающий серебром ночной Нил, окутанную мертвенной бледностью могилу главных героев в трагическом финале.

Хороши и чрезвычайно колоритны выполненные в традиционной для «Аиды» терпкой цветовой гамме костюмы. Триумфальный победный марш представлен в виде шествия экзотических – этот термин заменить невозможно – масок египетских божеств.

Отдельный постановочный штрих Юрия Александрова – появляющийся в сцене триумфа победителей-египтян всадник на белоснежном коне, воспринимаемый как символ всеобщего ликования и торжества.

В этом спектакле достаточно красочное оформление художника Елены Соловьевой, хотя порой оно излишне помпезно: перед каждой картиной, независимо от ее характера, появляется выполненный в виде роскошного полога суперзанавес.

Одна из главных доминант оформления – массивная колоннада, меняющая по ходу действия свои очертания и цвет. При этом камерные мизансцены теряются на огромном, ничем не ограниченном сценическом пространстве. В оформлении и в костюмах Натальи Земалиндиновой – элементы нарочитой стилизации: в первых двух картинах на сцене преобладает практически стерильная белизна, которая лишь в третьей картине бала сменяется яркой маскарадной пестротой.

09.10.2013

Похожие статьи: