Все это объясняется, на мой взгляд, либо претензией на абсолютную, граничащую с произволом свободу творчества, либо порожденной реалиями нашего времени коммерциализацией искусства и стремлением любой ценой заманить публику в зрительный зал. Не сбросить со счетов и влияние массовой поп-культуры, потакающей непритязательным вкусам, а подчас и низменным инстинктам людей.
Но ни новаторство, ни традиционность режиссерских решений сами по себе еще не рождают высокое искусство, не являются гарантией подлинного успеха.
Премьера самарской «Травиаты» вызвала неоднозначную реакцию внезапно оживившихся доселе неизвестных в самарских пределах комментаторов.
Большой, однако, вопрос: насколько его суть и визуальный ряд соответствуют характеру и строю музыки оперы.
Казалось бы, многочисленные эксклюзивы самарского спектакля исключают возможность участия в нем артистов со стороны.
Но они не смутили ни исполнителя заглавной партии Бориса Стаценко, которому за годы зарубежной карьеры довелось видеть и кое-что почище, ни выступившего в партии герцога солиста московской «Геликон-оперы» Василия Ефимова, индивидуальности которого, похоже, самарская трактовка персонажа оказалась особенно близкой по духу. Этот гостевой тандем уже пел в «Риголетто» на фестивале 2012 года.
Ничего подобного в самарской «Аиде» нет и в помине. Режиссер-постановщик стремится не только к логической выстроенности мизансцен, но и к максимальной психологической достоверности сценического существования персонажей, каждый из которых – живое лицо, характер.
Предложено немало оригинальных поведенческих деталей, мизансцен.
Великолепна световая партитура, оживляющая экзотические панорамы: сверкающую золотом помпезную площадь в Фивах, отливающий серебром ночной Нил, окутанную мертвенной бледностью могилу главных героев в трагическом финале.
Хороши и чрезвычайно колоритны выполненные в традиционной для «Аиды» терпкой цветовой гамме костюмы. Триумфальный победный марш представлен в виде шествия экзотических – этот термин заменить невозможно – масок египетских божеств.
Отдельный постановочный штрих Юрия Александрова – появляющийся в сцене триумфа победителей-египтян всадник на белоснежном коне, воспринимаемый как символ всеобщего ликования и торжества.
В этом спектакле достаточно красочное оформление художника Елены Соловьевой, хотя порой оно излишне помпезно: перед каждой картиной, независимо от ее характера, появляется выполненный в виде роскошного полога суперзанавес.
Одна из главных доминант оформления – массивная колоннада, меняющая по ходу действия свои очертания и цвет. При этом камерные мизансцены теряются на огромном, ничем не ограниченном сценическом пространстве. В оформлении и в костюмах Натальи Земалиндиновой – элементы нарочитой стилизации: в первых двух картинах на сцене преобладает практически стерильная белизна, которая лишь в третьей картине бала сменяется яркой маскарадной пестротой.
09.10.2013
Похожие статьи:
Олег Киреев и трио Keith Javors записали совместный альбом – ч. 2
Иджей Стрикланд (EJ Strickland), ударные Олег Киреев – из тех музыкантов, чья любовь к мейнстриму рождалась ещё в годы его относительного упадка, когда в мире считалось правильным экспериментировать с этникой, джаз-роком или электроникой. Олег создавал свои первые мейнстрим-проекты, не упуская из виду эти современные тенденции, и во многом именно поэтому […]
Нелли Чобану: На Евровидение меня убедил поехать Киркоров! – ч. 2
- Молдавская эстрада, в отличие от русской, не потеряла своих корней. – У нашей страны есть обычаи, корни, национальный костюм. У вас тоже есть Надежда Бабкина. Выполнив свой долг перед ребенком, я легко вернулась на сцену. Нелли Чобану – И вы превосходно выглядите. – Спасибо. Но я помню, что годы […]
Сергей Жуков забрал имя «Фактор-2» – ч. 2
- Хотели бы все вернуть назад и полностью восстановить группу? – Восстановить группу? Вопрос странный, ведь мы не распадались, – говорит Илья. – А работать и возобновлять работу с нашими бывшими продюсерами Жуковым и с Виталом мы уже не хотим. Существуем дальше, пишем песни. Конечно, популярность уже не та, что […]
Участники “Пятницы” сойдутся на одной сцене – ч. 2
Начнут этот концерт две легендарные вновь воссозданные группы, эдакий двойной реюнион по-харьковски. Это группы «КуКу» и «Эльза». Лидер группы «КуКу» Женя Варва (он же Жека Кошмар) с 2003 года жил в Нью-Йорке , и был довольно известен в тамошних музыкальных кругах. Однако так вышло (редкий случай) , что Женя вернулся […]
“Фабрика звезд 7″ не заплатила налоги – ч. 2
много народу пораскрывалось гораздо ярче, чем в вокале. После этого они стали готовиться к концертам более ответственно. И тогда заработки снова возросли. – Как технически осуществлялся сбор денег с этих концертов? Ведь билеты на них не продавались. – В народ пускали кофр от гитары, и зрители бросали в него деньги.