В Русском музее — в Строгановском дворце — открылась выставка Андрея Макаревича и Андрея Белле “Анатомия памяти”. То, что бывший культовый рок-музыкант, а ныне на все руки светский мастер Андрей Макаревич балуется изящным искусством, ни для кого не секрет.
Как-то не вызывает доверия искусство, которое, как червонец, нравится всем. Когда все слишком гладко и сладко, когда ничто не будоражит и не вызывает хотя бы минимального протеста, это уже само по себе вызывает если не протест, то недоумение.
Потому что одна из обязательных функций искусства — что-то менять в самоощущении зрителя, закручивать или раскручивать какие-то гайки там, внутри. Иначе это не искусство, а баловство и пшик.
Камерность, впрочем, является ее достоинством: Господа Макаревич и Белле благоразумно ограничились ровно таким количеством работ, чтобы донести общую идею, хотя при желании (и при наличии определенной идеи фикс на старине вообще и старых фотографиях в частности) “Анатомию памяти” можно продолжать бесконечно. Это выставка-этюд: упражнение в любви к старине, причем совершенно беспроигрышное.
Не близкая ни традиционному искусству, ни эпатажному искусству актуальному, “Анатомия памяти” нравится всем: она элегантна, буржуазна и затрагивает личные струны каждого, но ровно настолько, чтобы их погладить, а ни в коем случае не больно ткнуть.
Базовый материал выставки — старинные фотографии, пишет “Коммерсантъ”.
Положили в основу выставки четкую концепцию — выставка о памяти и о том, как время песком заносит настоящие живые воспоминания, и все же главное остается (все это особенно актуально в свете сегодняшней моды на ностальгию по всевозможным ушедшим эпохам).
В общем, ничего плохого не скажешь, и выставку наверняка благосклонно оценят и светская тусовка, и эстеты, и широкая публика.
И именно этот факт настораживает. Разобрать написанное невозможно, строчки и видно-то только под определенным углом, но наличие незримого текста, палимпсестовости и прочих общих мест постмодернизма придает работам стильную глубокомысленность.
Так и тянет завести речь о машине времени (особенно учитывая участие Макаревича), которая переносит нас в прекрасное столетнее далеко.
Вроде бы все очень хорошо, но от этого почему-то нехорошо.
Ни в коем случае нельзя упрекнуть авторов ни в том, что “это не искусство”, ни в том, что это искусство плохое: господа Макаревич и Белле в искусстве не первый раз замужем и технологическое и эстетическое качество держат на “пятерку”. Разве что в том, что искусство их уж слишком “искусственное” — но, положа руку на сердце, кого в наше время в этом не упрекнуть?
Они действительно хорошо поработали со старыми фото. Обошлись с ними достаточно деликатно. Пригласительная открытка тоже сделана под старинную фотографию, даже с сигнатурой мастерской Карла Буллы, и на ней изо всех сил стилизованный, черно-белый с оттенком благородной коричневой сепии, двойной портрет обоих авторов во все тех же смокингах.
Выставку же составляют два десятка портретов по фотографиям начала ХХ века: волоокие дамы в платьях до пят, бравые военные в царских мундирах, томные красотки и почтенные мужи. Изначально маленькие, в формате визитки, фотографии вместе со всеми виньетками и подписями фотографов разогнаны до метровой высоты и отпечатаны на фотохолсте.
Потом Макаревич и Белле намеренно их портят: капают на них масляной краской (отсюда издевательское указание техники “холст, масло” на этикетках, и вообще, это нужно понимать как художественность), наводят искусственные царапины и, главное, покрывают слоем бесцветного матового лака, больше всего похожего на слой пыли, и на нем пальцем выводят рукописные строчки. Как и его дружба с Андреем Белле — питерским художником, близким к кругу митьков.
Господин Белле оформлял диски “Машины времени”, но это не главное, а главное то, что сегодня оба — светские львы (на вернисаж оба автора пришли в смокингах, что нетипично) и дружат в основном на почве любви к роскошным развлечениям, а именно экзотическим путешествиям и дайвингу. Публика на вернисаже была соответственная: сплошь светские франты, завсегдатаи вечеринок, немолодые мужчины об руку с очень молодыми спутницами и прочий нетворческий бомонд.
Всей этой пестряди пришлось толкаться в трех небольших залах: “Анатомия памяти” — выставка маленькая.
Впрочем, весьма элегантный.
08.07.2013
Похожие статьи:
Андрей Макаревич выпустил “Мужскую кулинарию”
Хорошая новость для поклонников кулинарного таланта лидера “Машины времени”: скоро в продаже появится сборник рецептов от Андрея Макаревича под названием “Мужская кулинария”. Несколько дней назад из типографии пришел макет обложки книги Андрея Макаревича “Мужская кулинария”. Макаревич написал ее прошлым летом, очень быстро – в мае 2007 он только ее начинал, […]
«Машина времени» открывает страницу на iTunes
Группа «Машина времени» открывает свою первую официальную страницу на iTunes 18 июня. Часть 2», ранее выходившие только в составе бокс-сетов. Более того, интернет-сингл «Крысы», по понятным причинам не имевший обложки, теперь получит оригинальную обложку авторства Андрея Макаревича. В планах «МВ» – загрузка раритетов из архива группы, сообщает Intermedia.
Святослав Вакарчук начал читать рэп
Святослав Вакарчук вернулся из Брюсселя, где и развернулась работа над музыкальным материалом. “Особенно не гуляли вообще. Особенно мы с 10-ти утра завтрак, в 10 вечера, в 10 – Спокойной ночи, разошлись. Опять 10 утра – завтрак и так каждый день”, – говорит музыкант. Тем более, там есть интересный для меня […]
Гала Рекордс окончально засудил «В Контакте»
Апелляционный суд оставил в силе решение в взыскании с ООО «В Контакте» компенсации в связи с незаконным распространением музыки на сайте www.vkontakte.ru и www.vk.com 17 мая 2012 года апелляционный суд г.Вконтакте заявлял, что предпринимает самостоятельно меры по пресечению нелегального использования музыки на сайт.
Tophit.ru отпразднует 9-летие
17 апреля в московском клубе Radio City Bar&Kitchen состоятся мероприятия, посвящённые 9-летию проекта Tophit.ru. Традиционными гостями Top Hit Party 2012 станут руководители радиостанций и телеканалов-партнёров Tophit.ru, продюсеры и топ-менеджеры рекорд-компаний. В этот раз в празднике будут принимать участие клубные диджеи и производители ремиксов, а также производители и дистрибьюторы кино.