загрузка

Вежливый Отказ: рождение контркультуры 21 века

В ЦДХ состоялся музыкальный эксперимент: восставший из тишины конзаводов “Вежливый отказ”, в котором теперь постоянно играют композитор-авангардист Павел Карманов и скрипач Сергей Рыженко, сыграл нечто с оркестром Петра Айду “Персимфанс” – Первым симфоническим ансамблем без дирижера.

Нечто – потому что одним словом, пусть даже таким туманным, как “Nichtzusammen” (т.е. “Не вместе”), как назвал Роман Суслов свою программу, не отбояришься.

Айду делает экспрессивные минималистические тремоло. Зал смеется.

Собственно программа “Вежливого Отказа” представляет собой новые композиции, которые в черновом виде уже были играны на спорадических концертах “Отказа” в последние год-полтора.

Вежливый Отказ: рождение контркультуры 21 века

Вежливый Отказ: рождение контркультуры 21 века

Петр Айду успевает все: дирижировать, управлять роялем и синтезатором, и живым глазом оглядывать все вокруг себя на 360 градусов.

Вежливый Отказ: рождение контркультуры 21 века

Регтайм – почти драйвов, и уж точно готов отослать к конструктивизму советской архитектуры 20-х.

Еще более наглядным дыханием такого архитектурного по сути конструктивизма веет от исполнения вокального цикла «Четыре газетных объявления» недооцененного шутника Алексея Мосолова.

Обычно он поется оперным женским вокалом. У Романа Суслова не нашлось такового, и он поет газетные объявления своим голосом.

Вежливый Отказ: рождение контркультуры 21 века
Комический эффект возникает все равно.

Мосолов когда-то иронизировал по поводу высказывания Станиславского про то, что можно сыграть хоть телефонную книгу. В версии Петра Айду за роялем и Романа Суслова с текстом в руках фраза Станиславского вспомнилась заново. Значит, цель Мосолова достигнута.

Вежливый Отказ: рождение контркультуры 21 века
Роман делает выразительные паузы.

Начали со Стравинского и без Суслова. “Персимфанс” исполнил “Регтайм для 11 инструментов” и концерт для камерного оркестра “Dumbarton Oaks” Стравинского.

Оркестр создан на базе Школы драматического искусства, она же – бывший театр Анатолия Васильева, бежавшего за границу. Ансамбль без дирижера морально поддерживается Петром Айду, на ходу управляется основной скрипачкой, и создает действительно свежее звучание подзабытых произведений.

Известный скрипач Сергей Рыженко, который уже несколько лет выступает с “Вежливым Отказом” – более чем на своем месте. Кажется, что вся предыдущая славная карьера Рыженко подводила его к тому моменту, когда он сможет сыграть свои нервные ироничные партии именно в нервных ироничных песнях Суслова.

Вежливый Отказ: рождение контркультуры 21 века
Сергей Рыженко успевает еще и петь. И выглядит действительно счастливым человеком

Вежливый Отказ: рождение контркультуры 21 века
В какой-то мере Суслов принимается иллюстрировать выпуски новостей официального телевидения, которые, по его же словам, он не смотрит. Это тоже в духе контркультуры.

05.08.2013

Похожие статьи: