загрузка

Фестиваль «Кызыл-Москва»: все жанры горлового пения. Аутентичность и world

Завершился фестиваль «Кызыл-Москва-2005».Фестиваль «Кызыл Москва»: все жанры горлового пения. Аутентичность и world«Эне-Сай» выработал уже свой рецепт успешного сосуществования в одном коллективе таких мастеров.

Звучание «Эне-Сай» узнаваемо с первых тактов, и группа является, без сомнения, одним из самых востребованных концертных звезд тувинской сцены. Саинхо Намчылак, «Хуун-Хуур-Ту», «Ят-ха», Николай Ооржак…

Фестиваль «Кызыл-Москва-2005» был призван показать москвичам не столь знакомые фигуры. Может быть, открыть новые имена. Может быть, прибавить корневого оттенка в эти отчасти этно-миксовые стандарты.

Опыты «Хуун-Хуур-Ту» с электроникой интересны поклонникам лейбла Питера Габриэля. Представление о направлении, исходниках, костюмированности и наборе музыкальных инструментов получишь, а горький плач бабушки в костромской деревне как он есть – не услышишь. Так и тут.

Единственным исключением из общего этнографического ряда явилась Чейнеш Байтушкина, исповедующая технику алтайского женского горлового пения кай. Психоделическая картина глубинного звукоизвлечения совершенно неожиданна для вида этой маленькой красивой девушки.

Однако второкурсников отделения народных инструментов Кызылского училища искусств, которые учатся стилям горлового пения и владению исконным тувинским инструментарием – послушать очень все-таки хотелось.
Отчасти фестивалю удалось утолить голод по аутентичности, если подразумевать знакомство с уровнем профессиональной тувинской сцены.

Хорошо провести аналогию с концертом русских народных исполнителей в Колонном зале Дома Союзов.

Несколько подпортили эту картину претенциозные стихи.

Однако короткое десяти минутное выступление Чейнеш показало, что кай несет мощнейший заряд метафизичности и глубинной силы духа. А Чейнеш Байтушкина – достойный продолжатель традиции «кайчи», сказителей.

Первый день фестиваля прошел в культурном центре «Дом».Виктор Жалсанов из Бурятии имеет немалый международный опыт музицирования. В своем творчестве он опирается на древние бурятские песни, а иногда воспроизводит их полностью аутентично.

Манера игры на хомусе Виктора характерна точечными ритмическими ударами языка, однострунный сух-хур занимает все мелодическое пространство песен.

Аян-оол, хитро поглядывая в зал, только добавляет: «А теперь хотел бы исполнить очень протяжную мелодию…»

В финале первого дня к Аян-оол Саму присоединились «Салгал» и Арат Ак-оол (он же директор фестиваля Георгий Белецкий). Стали петь все по очереди.

Когда очередь дошла до Белецкого, и он запел на тувинском языке, зал, наполовину состоящий из студентов-тувинцев, весьма одобрительно захлопал.

Студенческая группа «Салгал» стала осью фестиваля.

Она выступила сразу несколько раз на обоих фестивальных днях, и каждый раз получала восторженные аплодисменты от ценителей горлового пения. Ученики Андрея Монгуша («Хуун-Хуур-Ту») берут молодостью, энергией и брызжущим юмором. Их коронный номер – частушки.

Аян-оол Сам поет 2-3 минутные вокализы без перехвата дыхания. Он акцентирует вибрирующую вторую долю на низах и кружит мелодические свистящие соло-кружева в верхнем регистре. Порой уже кажется, что так петь невозможно.

А в финале на сцену вышли почти все выступавшие в этот вечер и исполнили… конечно, снова частушки.

08.08.2013

Похожие статьи: