загрузка

Фестиваль «Два века с Верди» прошел в Самаре

200-летие со дня рождения Джузеппе Верди в нынешнем году широко отмечается на всех крупнейших оперных сценах мира. Не остался в стороне и Самарский академический театр оперы и балета, посвятивший великому итальянскому маэстро весенний оперный фестиваль «Два века с Верди».

С самого первого сезона 1931 – 1932 годов вердиевские спектакли занимают достойное место в репертуаре Куйбышевского-Самарского театра. В разные годы на его сцене были поставлены десять опер композитора – и те, что являются мировыми шлягерами, и редко звучащие у нас в стране.

Так, в 1955 году впервые на отечественной сцене в Куйбышеве появился «Симон Бокканегра», а в 1981 году – «Макбет». К наиболее популярным вердиевским названиям театр возвращался неоднократно, и это помогло раскрыться нескольким поколениям ведущих солистов труппы театра.

К началу нынешнего фестиваля многое сошлось. После возвращения три года назад в свой отреставрированный стационар с преобразившимися до неузнаваемости зрительным залом и интерьерами и снабженной самым современным техническим оборудованием сценой в Самарском оперном театре появились первоклассные постановки, к которым подтянули несколько лучших спектаклей прошлых лет.

И еще: художественным руководителем и главным дирижером театра с 2011 года является выдающийся музыкант заслуженный деятель искусств России, народный артист и лауреат Государственной премии Республики Беларусь Александр Анисимов, ставший гарантом качественно нового музыкального уровня театра.

Афишу фестиваля «Два века с Верди» составили три спектакля театра: «Травиата», «Риголетто» и «Аида», гала-концерт, а также гостевой премьерный спектакль московской «Новой оперы» «Трубадур».

Привлекательность фестивалей прежде всего в том, что в них участвуют приглашенные солисты, и это подчас до неузнаваемости преображает хорошо знакомые спектакли. Правда, такое случается только при действительно звездных гастролерах.

На нынешнем фестивале таковых было несколько.

«Травиата»

Фестиваль открылся «Травиатой» – первой премьерой нынешнего, 82-го сезона театра.

Эта опера – одна из самых заигранных и запетых, подлинные исполнительские откровения в ней редкость, да и маститые дирижеры не всегда берутся за нее, предпочитая иметь дело с более монументальными сюжетами. В этом смысле самарская «Травиата» – приятное исключение: ее музыкальным руководителем является маэстро Александр Анисимов.

Режиссер-постановщик спектакля – Карло Антонио де Лючия (Италия).

Предваряя разговор о фестивальных спектаклях, позволю себе несколько замечаний о непосредственно касающихся этих спектаклей тенденциях современной оперной режиссуры, которая в буквальном смысле слова стала притчей во языцех.

Наиболее «продвинутые» ее представители – в большинстве своем либо «пришельцы» из драматического театра, либо молодая, готовая работать в любом попавшемся под руку жанре режиссерская поросль, – стремятся прежде всего к самовыражению, не беря на себя труд вникнуть толком в специфику оперного жанра, разобраться в том, что составляет музыкальную первооснову оперного представления. Кто-то на музыку известных классических опер сочиняет свои собственные истории, кто-то в порыве борьбы с рутиной погружает оперу в лоно постмодернистской эстетики, так что о соответствии эпохе и изначальному месту действия нет и речи, а происходящее на сцене не имеет ничего общего с либретто оперы.

02.08.2013

Похожие статьи: