200-летие со дня рождения Джузеппе Верди в нынешнем году широко отмечается на всех крупнейших оперных сценах мира. Не остался в стороне и Самарский академический театр оперы и балета, посвятивший великому итальянскому маэстро весенний оперный фестиваль «Два века с Верди».
С самого первого сезона 1931 – 1932 годов вердиевские спектакли занимают достойное место в репертуаре Куйбышевского-Самарского театра. В разные годы на его сцене были поставлены десять опер композитора – и те, что являются мировыми шлягерами, и редко звучащие у нас в стране.
Так, в 1955 году впервые на отечественной сцене в Куйбышеве появился «Симон Бокканегра», а в 1981 году – «Макбет». К наиболее популярным вердиевским названиям театр возвращался неоднократно, и это помогло раскрыться нескольким поколениям ведущих солистов труппы театра.
К началу нынешнего фестиваля многое сошлось. После возвращения три года назад в свой отреставрированный стационар с преобразившимися до неузнаваемости зрительным залом и интерьерами и снабженной самым современным техническим оборудованием сценой в Самарском оперном театре появились первоклассные постановки, к которым подтянули несколько лучших спектаклей прошлых лет.
И еще: художественным руководителем и главным дирижером театра с 2011 года является выдающийся музыкант заслуженный деятель искусств России, народный артист и лауреат Государственной премии Республики Беларусь Александр Анисимов, ставший гарантом качественно нового музыкального уровня театра.
Афишу фестиваля «Два века с Верди» составили три спектакля театра: «Травиата», «Риголетто» и «Аида», гала-концерт, а также гостевой премьерный спектакль московской «Новой оперы» «Трубадур».
Привлекательность фестивалей прежде всего в том, что в них участвуют приглашенные солисты, и это подчас до неузнаваемости преображает хорошо знакомые спектакли. Правда, такое случается только при действительно звездных гастролерах.
На нынешнем фестивале таковых было несколько.
«Травиата»
Фестиваль открылся «Травиатой» – первой премьерой нынешнего, 82-го сезона театра.
Эта опера – одна из самых заигранных и запетых, подлинные исполнительские откровения в ней редкость, да и маститые дирижеры не всегда берутся за нее, предпочитая иметь дело с более монументальными сюжетами. В этом смысле самарская «Травиата» – приятное исключение: ее музыкальным руководителем является маэстро Александр Анисимов.
Режиссер-постановщик спектакля – Карло Антонио де Лючия (Италия).
Предваряя разговор о фестивальных спектаклях, позволю себе несколько замечаний о непосредственно касающихся этих спектаклей тенденциях современной оперной режиссуры, которая в буквальном смысле слова стала притчей во языцех.
Наиболее «продвинутые» ее представители – в большинстве своем либо «пришельцы» из драматического театра, либо молодая, готовая работать в любом попавшемся под руку жанре режиссерская поросль, – стремятся прежде всего к самовыражению, не беря на себя труд вникнуть толком в специфику оперного жанра, разобраться в том, что составляет музыкальную первооснову оперного представления. Кто-то на музыку известных классических опер сочиняет свои собственные истории, кто-то в порыве борьбы с рутиной погружает оперу в лоно постмодернистской эстетики, так что о соответствии эпохе и изначальному месту действия нет и речи, а происходящее на сцене не имеет ничего общего с либретто оперы.
02.08.2013
Похожие статьи:
Гитарист Doors соберет группу, чтобы почтить память Рэя Манзарека
Оставшиеся в живых члены Doors соберутся почтить память клавишника Рэя Манзарека. Об этом заявил гитарист Робби Кригер. Он сообщил, что вместе с Джоном Денсмором сыграет по меньшей мере один живой концерт в память об умершем в возрасте 74 лет Рэе Манзареке. В интервью Rolling Stone Робби Кригер подтвердил: «Мы сыграем […]
“Ночные Снайперы” выпускают свой первый DVD
Группа «Ночные снайперы» готовит к выходу свой первый DVD с программой «Тригонометрия-2», отыгранной коллективом в мае прошлого года во МХАТе им. В их числе – «31-я весна», «Кошка», «Катастрофически», «Асфальт», «Куба» и др. «Тригонометрия-2» будет выпущена компанией Real Records в рамках новой серии «RealLive».
Диана Арбенина не перестает удивлять
Определенно есть разница между концертными выступлениями “Ночных снайперов” и их студийной работой. Дело даже не в звуке – тут все вполне ожидаемо, как у всех. А вот процессы, происходящие на сцене и в зрительном зале, могут восприниматься слишком неоднозначно. Поклонницы группы могут резонно возразить: не нравится – слушайте записи, а […]
Диана Арбенина отменила все запреты на своем концерте
В день концерта в Самаре Диана Арбенина проспала полдня, она отказалась даже от обеда.- А! Я поняла! Вам запрещают, – ответила за присутствующих Диана. – Так, но все-таки, если вы просто не хотите вставать с мест, ради бога! А если хотите, то вставайте! Охрану я беру на себя. Все зрители […]
Арбенина посетовала на большой дефицит человеческой верности
Промозглым осенним вечером 18 октября внутри и снаружи столичного мега-клуба «Б1 Maximum» кипела жизнь. Стартовал концерт с композиции «Прощай», в разгар которой к солистке коллектива присоединились остальные музыканты. Перейдя «Границу», Арбенина «замесила» «Блины по-снайперски», в момент исполнения которых в руках бас-гитариста Дмитрия Максимова был замечен контрабас, а сама певица от […]