Сатана здесь шокирующе красив: двухметрового роста, с черными локонами до пояса, в галифе и высоких сапогах. Он же, неузнанный, служит мессу для прихожан. Он же единственный утешает сошедшую с ума Маргариту.
Это диагноз современного человечества, глум, ложь, моральный распад которого оказывается страшнее демонизма Мефистофеля, которому не чужды хотя бы какие-то принципы. “Вальпургиева ночь” купирована в спектакле – за ненадобностью. Трансформированы и некоторые персонажи: Зибель (Хелен Локута) – не сентиментальный влюбленный в Маргариту юноша, а лицедей, пародирующий в куплетах типаж “звезды” и скрывающий под слоем клоунского грима судьбу несчастной девушки.Премьеру “Фауста” в Таллине ждали: во-первых, популярнейшая в мировом репертуаре опера не ставилась здесь почти 60 лет.
Во-вторых, город полнился слухами: Дмитрий Бертман, которого здесь хорошо знают (это его четвертая продукция на сцене Национальной оперы) и от которого всегда ждут нестандартных решений, выведет в своем “Фаусте” панк-группу в духе Pussy Riot, Мефистофеля в образе священника, night-шоу в церковном антураже и так далее. В итоге билеты полностью раскупили не только на премьеру, но и на всю серию вперед.
Опера полна любовных арий, дуэтов, сбалансированных в партитуре с кругом мефистофельских тем и хоралов. Бертман раздвинул в спектакле лирические границы партитуры, с одной стороны, встроив “Фауста” в актуальный социальный контекст, с другой – вернув его к исходной фаустовской теме – испытанию человека на его моральное “я”, а шире – отражению духовного состояния общества, того этического предела, за которым уже не может выжить культура и цивилизация.
Надо заметить, что и дирижер Велло Пяхн не ограничился мелодическими рельефами оперы, где почти каждая ария – шлягер, но ушел в глубину партитуры, отсылая в своей интерпретации и к жанру пассиона, и к вагнеровской экспрессии, и к вердиевскому хоровому монументализму.
И это предел, к которому подошла душа человека.
Надо заметить, что этот жесткий, прямолинейный тон спектакля, исключающий всякую моральную демагогию, подействовал на эстонскую публику безотказно. Зал мгновенно считывает все смыслы, пропуская через себя и шок, и восторг, и сострадание. Финал спектакля безнадежный.
Мир лежит во власти лжи. И Мефистофель покидает его, уходя в хлынувший в церковные ворота поток света вечности. Ему здесь нечего делать.
А оркестр, хор, солисты эстонской оперы работают в этом спектакле как единый живой организм.
Досадно одно: работы такого масштаба для Дмитрия Бертмана совершенно невозможны в Москве, где он имеет созданную им труппу и театр “Геликон-опера”. Нереальный в культурном смысле факт, но в российской столице уже многие годы не могут построить обещанную сцену для “Геликона”. И это тоже, по сути, ситуация из разряда “мефисто”.
Российская газета
18.09.2013
Похожие статьи:
Подробности предстоящего “Нашествия 2006″ – ч. 2
Параллельно с кинопаказом «Нашествие» продолжится на Южной сцене и начнется на Северной. На Юге с новым акустическим проектом появится «Ва-Банкъ», а на противоположном полюсе ожидается сольный концерт московской группы Л.О.М.О.. Впервые на «Нашествии» электронные музыканты будут объединены в отдельном блоке, что еще раз говорит о расширении формата фестиваля.
Happy Birthday, Москва! – полупустой Зеленый театр – ч. 2
Людмила Стрельцова спросила: “Вы там не мерзнете, кстати, нет? Мерзнете?” Кто-то из зрителей кричал “Да!”, кто-то “Нет!”, а кто-то “Чаю!” Ведущие успокоили присутствующих пообещав, что “бабье лето еще впереди, еще погреемся, рано прятать купальники на антресоли, а пока будем греться музыкой, тем более что люди, которые сейчас выйдут, все-таки сделают […]
Надежда Грановская: Я не могу жить без любви – ч. 4
Они довольно быстро нашли общий язык. Не могу сказать, что я до конца довольна – Игорь вьет веревки из тех, кто ему позволяет. Она из тех людей, кого можно закрутить в морской узел. Так что на следующий год я буду уже искать другого преподавателя. Это был первый шаг. Но ведь […]
Надежда Грановская: Я не могу жить без любви – ч. 3
обратно. Мало того, не успела девушка как следует обосноваться на прежнем месте, вновь начались разговоры о том, что Грановская-Мейхер уходит. – В светской тусовке витают слухи, что Надя Грановская-Мейхер во второй раз расстается с «ВИА Гра». Вам кто-то посоветовал пойти на такой шаг? – Укоротить волосы – мое решение.
Надежда Грановская: Я не могу жить без любви – ч. 2
него людей нетрадиционной ориентации. Весело получилось. Константин Меладзе, кстати, мне обещал, что напишет для меня что-то в подобном ключе. – Бывает, что возникают разногласия в коллективе, и не только по причине здоровой конкуренции? – Конечно, я хочу, чтобы моя книга получила некий материальный ответ, но это не является главной задачей.