загрузка

Мария Максакова: обаяние подлинности – ч. 2

С обезоруживающей доверчивостью, искренне и просто исполняет Максакова романсы П. И. Чайковского и хрестоматийную «Сцену письма Татьяны» из «Евгения Онегина». «Сцена письма», на мой взгляд,– одно из лучших достижений певицы.
Безнадёжность, протест, смирение и горестную опустошённость являет он в другом шубертовском шедевре – «Гретхен за прялкой».

Тёмные, густые, пряные, покоряюще страстные контральтовые ноты находит в нём певица для своей своенравной Кармен.
Мария Максакова: обаяние подлинности   ч. 2

Здесь особенно явственно проявляется то отличительное качество отечественной культуры, которое Н. Бердяев определял как «стыдливость творчества». Это качество ощутимо присутствует в музыке Глинки, поэзии и прозе Пушкина, Лермонтова, рассказах и пьесах Чехова, полотнах Левитана, театре Станиславского.

Здесь нет места прихотливой вычурности, односторонней тенденциозности, эмоциональным преувеличениям, показной пышности, пафосной риторике, самодовлеющей виртуозности, а главное,– авторскому эгоцентризму, артистическому самомнению, самодовольному любованию своим неповторимым мастерством. Слышащие руки пианиста, льнущие к клавишам и ласкающие рояль или в бурном порыве вздымающиеся над клавиатурой, способны погрузить зал в мечтательную негу или взбудоражить его стихийной мощью приближающейся бури.

Мария Максакова: обаяние подлинности   ч. 2
Мария Максакова

Голос певца – это часть его существа, и в то же время – его инструмент, естественный и единственный, уникальный инструмент, не переданный ему по наследству, не купленный в салоне или приобретённый на аукционе, не выданный как редкая скрипка из «госколлекции», а дарованный ему самим Господом. И этот благодатный дар, если к нему относятся серьёзно, становится господином своего хозяина, он настоятельно требует от своего владельца неустанного служения, труда и заботы, мудрого самоограничения, а иногда и жертв.

БОРОДИН, доктор искусствоведения, профессор

05.08.2013

Похожие статьи: