В наше время приходится считаться с тем, массовая публика чаще отдает предпочтение ярким зрелищам, а не изысканным и, к сожалению, в значительной степени утраченным тонкостям вокала.
«Риголетто»
Следующий фестивальный вечер был отдан «Риголетто», поставленному в 2008 году, еще до возвращения театра на отреставрированный стационар. «Риголетто» – самый, пожалуй, спорный спектакль в репертуаре театра. Московский режиссер и хореограф Михаил Кисляров предпочел поставить эту популярнейшую оперу в откровенно постмодернистском ключе, поместив ее персонажей в некую условную среду, в которой царят фашистские диктаторы – то ли Муссолини, то ли Гитлер, то ли Сталин.
Гала-концерт: Ирина Крикунова и Александр Анисимов
Последовавший за «Аидой» гала-концерт, в котором приняли участие гости фестиваля и солисты самарского театра, оказался несколько в тени.
Это связано, может быть, с тем, что «Аида» буквально опустошила и артистов, и слушателей, но наверняка и с самой по себе программой вечера, значительную часть которой при буквально необозримом вердиевском репертуаре составили фрагменты все тех же фестивальных спектаклей. Концерт, так уж получилось, стал своеобразным парадом сопрано – солисток самарской труппы.
Придворный шут Риголетто – это находящийся на службе у своего хозяина не менее циничный субъект, скрывающий под личиной злого и жестокого насмешника сердце нежно любящего отца. Но именно эта важная психологическая канва оказалась наименее убедительной: вселенское зло, которое правит бал в спектакле, не оставляет места истинной любви, доброте и состраданию.
Мужские персонажи спектакля – смесь абверовского генералитета, солдат вермахта и подобострастной зомбированной толпы штатских молодчиков. Ее подвижное полного диапазона лирико-колоратурное сопрано звучало чисто, проникновенно, хотя и несколько холодновато-отстраненно.
Прозрачная, романтическая ария Джильды на фоне происходящего на сцене показалась неким инородным включением.
Создалось впечатление, что гнетуще-зловещая, инфернальная атмосфера, сопутствующая каждому представлению самарского «Риголетто» и особенно ощущавшаяся в этот вечер, как бы материализовалась, «отомстив» идеологам спектакля, в продолжение которого публика практически не реагировала на самые шлягерные номера популярной оперы.
Все это не может не вызвать естественной эмоциональной реакции у любого сидящего в зале нормального зрителя – ведь все мы в конечном счете люди, способные сопереживать, в том числе и сценическим персонажам. Из действия полностью изъяты все лирические контексты, которыми изобилует вердиевская партитура. Любовные излияния герцога превращаются в откровенные издевательства, и безоглядная влюбленность юной Джильды в такого монстра абсолютно неправдоподобна и вызывает ассоциацию с неким патологическим извращением.
24.09.2012
Похожие статьи:
Фестиваль «Два века с Верди» прошел в Самаре – ч. 2
Все это объясняется, на мой взгляд, либо претензией на абсолютную, граничащую с произволом свободу творчества, либо порожденной реалиями нашего времени коммерциализацией искусства и стремлением любой ценой заманить публику в зрительный зал. Не сбросить со счетов и влияние массовой поп-культуры, потакающей непритязательным вкусам, а подчас и низменным инстинктам людей.
Олег Киреев и трио Keith Javors записали совместный альбом – ч. 2
Иджей Стрикланд (EJ Strickland), ударные Олег Киреев – из тех музыкантов, чья любовь к мейнстриму рождалась ещё в годы его относительного упадка, когда в мире считалось правильным экспериментировать с этникой, джаз-роком или электроникой. Олег создавал свои первые мейнстрим-проекты, не упуская из виду эти современные тенденции, и во многом именно поэтому […]
Нелли Чобану: На Евровидение меня убедил поехать Киркоров! – ч. 2
- Молдавская эстрада, в отличие от русской, не потеряла своих корней. – У нашей страны есть обычаи, корни, национальный костюм. У вас тоже есть Надежда Бабкина. Выполнив свой долг перед ребенком, я легко вернулась на сцену. Нелли Чобану – И вы превосходно выглядите. – Спасибо. Но я помню, что годы […]
Сергей Жуков забрал имя «Фактор-2» – ч. 2
- Хотели бы все вернуть назад и полностью восстановить группу? – Восстановить группу? Вопрос странный, ведь мы не распадались, – говорит Илья. – А работать и возобновлять работу с нашими бывшими продюсерами Жуковым и с Виталом мы уже не хотим. Существуем дальше, пишем песни. Конечно, популярность уже не та, что […]
Участники “Пятницы” сойдутся на одной сцене – ч. 2
Начнут этот концерт две легендарные вновь воссозданные группы, эдакий двойной реюнион по-харьковски. Это группы «КуКу» и «Эльза». Лидер группы «КуКу» Женя Варва (он же Жека Кошмар) с 2003 года жил в Нью-Йорке , и был довольно известен в тамошних музыкальных кругах. Однако так вышло (редкий случай) , что Женя вернулся […]