загрузка

Фестиваль «Два века с Верди» прошел в Самаре – ч. 3

Фестиваль «Два века с Верди» прошел в Самаре   ч. 3

В наше время приходится считаться с тем, массовая публика чаще отдает предпочтение ярким зрелищам, а не изысканным и, к сожалению, в значительной степени утраченным тонкостям вокала.

«Риголетто»

Следующий фестивальный вечер был отдан «Риголетто», поставленному в 2008 году, еще до возвращения театра на отреставрированный стационар. «Риголетто» – самый, пожалуй, спорный спектакль в репертуаре театра. Московский режиссер и хореограф Михаил Кисляров предпочел поставить эту популярнейшую оперу в откровенно постмодернистском ключе, поместив ее персонажей в некую условную среду, в которой царят фашистские диктаторы – то ли Муссолини, то ли Гитлер, то ли Сталин.

Гала-концерт: Ирина Крикунова и Александр Анисимов

Последовавший за «Аидой» гала-концерт, в котором приняли участие гости фестиваля и солисты самарского театра, оказался несколько в тени.

Это связано, может быть, с тем, что «Аида» буквально опустошила и артистов, и слушателей, но наверняка и с самой по себе программой вечера, значительную часть которой при буквально необозримом вердиевском репертуаре составили фрагменты все тех же фестивальных спектаклей. Концерт, так уж получилось, стал своеобразным парадом сопрано – солисток самарской труппы.

Придворный шут Риголетто – это находящийся на службе у своего хозяина не менее циничный субъект, скрывающий под личиной злого и жестокого насмешника сердце нежно любящего отца. Но именно эта важная психологическая канва оказалась наименее убедительной: вселенское зло, которое правит бал в спектакле, не оставляет места истинной любви, доброте и состраданию.

Мужские персонажи спектакля – смесь абверовского генералитета, солдат вермахта и подобострастной зомбированной толпы штатских молодчиков. Ее подвижное полного диапазона лирико-колоратурное сопрано звучало чисто, проникновенно, хотя и несколько холодновато-отстраненно.

Прозрачная, романтическая ария Джильды на фоне происходящего на сцене показалась неким инородным включением.
Создалось впечатление, что гнетуще-зловещая, инфернальная атмосфера, сопутствующая каждому представлению самарского «Риголетто» и особенно ощущавшаяся в этот вечер, как бы материализовалась, «отомстив» идеологам спектакля, в продолжение которого публика практически не реагировала на самые шлягерные номера популярной оперы.

Все это не может не вызвать естественной эмоциональной реакции у любого сидящего в зале нормального зрителя – ведь все мы в конечном счете люди, способные сопереживать, в том числе и сценическим персонажам. Из действия полностью изъяты все лирические контексты, которыми изобилует вердиевская партитура. Любовные излияния герцога превращаются в откровенные издевательства, и безоглядная влюбленность юной Джильды в такого монстра абсолютно неправдоподобна и вызывает ассоциацию с неким патологическим извращением.

24.09.2012

Похожие статьи: