загрузка

Фестиваль «Кызыл-Москва»: все жанры горлового пения. Аутентичность и world – ч. 2

Второй фестиваль «Кызыл-Москва» закончился, и фестиваль обещает стать ежегодным. Неудобно повторять за посланником Далай-Ламы, но такие фестивали действительно обогащают нашу культуру. Пусть будет аутентичная музыка, пусть будет и модный world.

А некоторые обнаруживают в исполнении «Салгала» коренную близость тувинского фольклора и блюз-роковой гитарной школы. Даже так. И нельзя не упомянуть про то, как мастерски они звукоподражают.

Ржание коня, цокот копыт, пение птиц – передается легко, как дыхание. Так и выглядит настоящее мастерство.

Аян-оол Сам порадовал виртуозным владением протяжным глиссандо.

В сочетании с тягучей манерой подтяжки струн на инструменте, певец погружает зал в прозрачный легкий транс. Они отлично владеют основными стилями хоомей – каргыраа, сыгыт, хоомей, борбан, эзенги.

Музыкальное училище дало им школу игры практически на всех народных тувинских инструментах – игил, дошпулуур, бызанчи, кенгэрге, хомуз, чатаган. Они любят и умеют петь народные песни.

Артистическое обаяние позволяет мгновенно находить контакт со зрителями.Открыл фестиваль Эрик Сарыглар. Он продемонстрировал грамотное владение сразу несколькими стилями хоомей, но особенно запомнился виртуозным управлением громкостью голосовой подачи.

В его исполнении хоомей заиграл настоящими драматическими красками. Изменение высоты голоса и громкости Эрик использует как яркий эмоциональный прием, что особенно важно при эпическом повествовании, к которому склонен Эрик Сарыглар.
Видимо, произношение порадовало.

И спел он действительно достойно.

Второй день фестиваля прошел в театре «Школа драматического искусства» п/р А. Васильева. Начал его Сергей Ондар, солист группы «Эне –Сай».

Он показал короткий номер с редкой разновидностью стиля каргыраа. Низкий шипящий звук буквально вибрировал под сводами авангардного театра. Затем вечер вновь продолжил неутомимый «Салгал», и на сцене появилась группа «Намгар».

Фестиваль «Кызыл Москва»: все жанры горлового пения. Аутентичность и world   ч. 2

Наверное, не стоит подробно рассказывать о «Намгар», поскольку Намгар достаточно давно живет и поет в Москве. Важен тот факт, что участие эксцентричной бурятской певицы дало толчок к пониманию, куда двигается ориентальная музыка, оказавшись в мегаполисе. И Намгар Лхасаранова, и красавица Урана (Джамияна Урантугс) поют в неоджазовом стиле, и явно склонны к звучанию ятаги прибавить электронный саунд.

Еще один эксперимент по перекрестному опылению с европейской культурой представил неожиданный дуэт с виолончелистом Александром Ермаковым, лауреатом Третьего конкурса П.И. Чайковского. Оказывается, в сочетании с классической манерой игры на виолончели, звучание морин-хуур сводится к этническому окрашиванию ансамблевых камерных ходов. Тем не менее, эксперимент интересен именно тем, как могут звучать виолончель и ее старинный прародитель из среднеазиатских степей.

24.07.2013

Похожие статьи: