сейчас имеет право их выпустить со скандалом. Но мы заинтересованы в договоре с
наследниками, отдавая себе отчет в несовершенстве российского авторского
законодательства.
Расскажите, как устроено авторское право в области классической
музыки? Проще говоря, кто является правообладателем?
А.Г. Авторские права принадлежат композитору. Владельцами
прав, когда дело касается воспроизведения и тиражирования записей, являются
автор, а на исполнение распространяются смежные права.
Допустим, в этом году исполнилось столетие со дня
рождения Бориса Арапова, и мы издали диск с его музыкой, который даже получил в
Европе награды. Но если мы во Франции продадим 20 экземпляров диска – то,
поверьте, это уже будет большая победа. Французы нас поддерживают, делают про
нас публикации, но когда в их обзорах дисков издание гиганта EMI получает 9
баллов, а издание «Мелодии» за тот же репертуар – 10, то я лично ничего хорошего
не жду, поскольку в России агентов влияния западных компаний очень много и
расплачиваться за успех придется дорого.
Как часто к вам обращаются западные лейблы на предмет покупки прав на
то или иное произведение?
А.Г. Западные лейблы к нам не обращаются. Во-первых, у
многих из них своих записей достаточно для того, чтобы их тиражировать.
В нашем
законодательстве предполагается так называемая ретро-охрана на произведения,
созданные в 1993 году (когда был введен новый закон об авторском праве) и ранее.
Начиная с 1993 года, закон требует заключения договоров с исполнителями, и это
логично, но при этом очень туманно объяснено, что делать, если исполнитель
записывался и получал за это деньги до 1993 года.
Как в таком случае он должен
действовать после вступления в силу закона об авторском праве? Именно с этим был
связан недавний иск
Олега Табакова к “Мелодии” и “Твик-Лирек”.
В чем суть претензии Табакова?
А.Г. Мелодия, которая является владельцем фонограммных прав,
в 1999 году продала лицензию на свои фонограммные права радио-спектакля
«Приключения Гекльберри Финна» в котором Табаков был постановщиком и
исполнителем главной роли, издательству «Твик-Лирек». В свою очередь, они, с
точки зрения закона, должны были заключить с Олегом Табаковым договор на оплату
его исполнительского гонорара. Но запись эта в свое время уже тиражировалась, и
согласия исполнителя на повторное тиражирование по закону не требуется.
«Твик-Лирек» решили, что исполнителю не требуется выплачивать деньги. Олег
Павлович обратился в суд и вместе с «Твик-Лирек» решил наказать фирму «Мелодия»,
хотя сам указал, что «Мелодия» является обладателем фонограммы. Суд встал на его
11.11.2013
Похожие статьи:
Что происходит с фирмой “Мелодия”? – ч. 3
Есть ли еще на российском рынке компании, которые записывают классическую музыку? А.Г. Да, есть немногие компании, которые записывают и издают классическую музыку. Есть такие, кто хочет каким-то образом купить лицензию, а есть те, кто просто делает пиратские перепечатки, пользуясь несовершенством законодательства в России.
Что происходит с фирмой “Мелодия”? – ч. 2
серьезно зависим от западных лейблов и пиратов. Какой смысл издавать такую продукцию, если вся Москва и окрестности завалены Гайдном и Моцартом? Когда мы понимаем, что образовывается лакуна – Вагнера, например, мало – то начинаем выпускать нашу продукцию. Такое «посегментное» отслеживание – весьма сложное занятие.
Алла Пугачева строит фонтан – ч. 2
— Одно время ходили слухи, что Пугачева якобы проиграла эту квартиру в казино. Ее приятели заметили, что Алла Борисовна, которая раньше любила обсуждать обустройство своего нового дома, как-то вдруг подозрительно замолкла, — поинтересовались мы у строителей. Вы бы видели, как диваны подъемным краном прямо к ней в окно затаскивали!..” Кстати, […]
Валерий Леонтьев хотел бы жить с черепахами – ч. 4
гастролей оставаться. А она говорит (и не всегда, кстати, корректно выражается): “И осталась, и не жалею, и не вернусь!” Зато в Сочи она поехала, а муж ее там на яхте покатал. Но! До какого-то определенного момента. Потом, когда я вижу, что на мне совсем уже верхом едут, то могу, как […]
Валерий Леонтьев хотел бы жить с черепахами – ч. 3
“засеянный”, Лев Абалкин какой-нибудь? Сейчас как включится программа!.. Пока программа не включилась, и жук продолжает жить в муравейнике. И опять собирается к жене — Людмиле Исакович. Дважды жена Близкие зовут ее просто Люся. Люся, к примеру, говорит, что “муж похож на пуделька, ласковый такой”.