загрузка

Фестиваль «Два века с Верди» прошел в Самаре – ч. 4

Над «Риголетто» вместе с Кисляровым работали московские сценограф Виктор Вольский и художник по свету Владимир Ивакин, в манере которых лаконичность выразительных средств сочетается с особым ощущением пространства. Действие разворачивается в на редкость стильном, ограниченном скошенными геометрическими плоскостями, практически не меняющемся на протяжении всего спектакля интерьере с эскизно намеченными вторыми планами и многочисленными дверными проемами, из которых появляются и куда исчезают участники сценического действия.

Графическая четкость контуров минималистского с преобладанием холодного черно-белого колорита оформления и костюмов главных персонажей, с которыми контрастирует подчеркнуто яркий колорит вызывающе откровенных нарядов «гулящей» толпы (московский художник Ольгой Ошкало), а также четко проработанная световая партитура – все это в едином ключе с характером исключительно жесткого по своей сути сценического действа. Режиссерски спектакль, безусловно, поставлен со знанием дела.

Как ни странно, основные претензии были связаны с традиционностью режиссерского решения Карло Антонио де Лючии, который остался в рамках классических канонов, как бы возвратив зрителей к оперной эстетике второй половины прошлого века.
Но именно это оказалось трудным орешком для многих исполнителей: отсутствие в режиссуре изощренных подтекстов и постмодернистской символики не упростило, а, наоборот, усложнило их задачу, поскольку сделало акцент на естественности и достоверности сценического существования, которые должны достигаться присущими оперному жанру музыкальными средствами – качеством звучания голоса, вокальной школой и тем, что называют актерским нутром.

А к этому не все оказались готовы: даже при хороших вокальных данных многие исполнители – весьма посредственные певцы-актеры.
Фестивальная «Травиата» показала, что по прошествии полугода после премьеры ситуация изменилась к лучшему: артисты вжились в роли, а потому и предложенные режиссером мизансцены, обретя психологическую наполненность и внутреннюю логику, перестали казаться излишне «простыми» и «тривиальными».

Поэтому премьерный «Трубадур» московской «Новой оперы», представленный на нынешнем фестивале в полной экипировке – с солистами, хором, оркестром и декорациями, стал событием далеко не ординарным. К тому же эта опера давно не идет на местной сцене.

Фестиваль «Два века с Верди» прошел в Самаре   ч. 4

Женщины – пестрая толпа уличных девок, с которыми проводит время хозяин и его свита. Действие подчас обретает паталогически жестокие, повергающие в шок оттенки.

Таковы, например, зверское избиение беспомощного Риголетто, появление изуродованного пытками Монтероне.

«Аида»

30.07.2013

Похожие статьи: