загрузка

Денис Мацуев: Академическая музыка коммерциализировалась! – ч. 3

- Я счастливый человек. Моя жизнь связала меня с выдающимися музыкантами и дирижерами — если бы кто-нибудь лет 15 назад сказал, что я буду играть с такими музыкантами, я бы не ему не поверил, и сказал бы, что он сумасшедший.

Общение с такими людьми, как Гергиев, Башмет, Спиваков, Темирканов, Зубин Мета, Лорин Маазель, Курт Мазур, Марис Янсонс и многие другие — огромное счастье. Это мастер-класс на сцене и в жизни, потому что человеческие отношения переносятся на сцену, и наоборот.

Я много думал, что может научить молодежь воспринимать классическую музыку, донести эту музыку до сердца. Танец — одно из средств. Есть талантливые музыканты, которые делают ремиксы классики, – в клубах играют это, и мелодии возвращаются в широкие массы.

Танец подчинен музыке — прежде всего мелодии, а обработки, аранжировки могут меняться. Фильм о Гергиеве шел уже ночью, но настоящая публика не спит никогда! Интеллигенцию с уже приучили, что настоящее искусство показывается по ТВ глубоко за полночь.

На совете мы обсуждаем разные проблемы. Мы отстояли школы-десятилетки, ведь по новым правилам дети должны были заниматься музыкой профессионально только с 12 лет — это полностью бы убило всю нашу уникальную систему музыкального образования.

Современные танцы точно так же.
Массовая культура и высокая культура иногда пересекаются, но очень важно, чтобы вкус и деликатность не отказывала, чтобы в тех же ремиксах не выхолащивалась суть музыки до такой степени, что классику невозможно узнать.

Нельзя опошлить классику — вкус не должен изменять, нужно чувствовать грань. Если это сделано, как у Меркьюри и Кабалье в «Барселоне», то это великолепный образец соединения рок-музыки и классики.

Я считаю, что когда ребенок поет в хоре — даже если у него не получится карьера музыканта, у него начинает работать другое полушарие!

Сейчас уже нет традиции вести ребенка заниматься в музыкальную школу, а раньше в каждом семье стояло пианино, – теперь так происходит в Китае, и туда едут преподавать наши педагоги.

А у нас педагоги получают 5 тысяч рублей в месяц, играя на ужасных инструментах. Есть проблема с концертными залами — много еще проблем. Мы не свадебные генералы, мы обсуждаем на Совете по культуре и общественном совете при министерстве культуры.

Министр культуры Мединский активно включился в эту работу, я вижу, с каким энтузиазмом он вникает во все нюансы, с каким рвением он работает — это уникальный министр культуры, я вас уверяю. Впервые за 20 лет были повышены зарплаты бюджетникам в области культуры.

Это немного, но хоть что-то! А культура — единственное, чем мы можем гордиться, – культура и недры. Мариинский, Спиваков, Темирканов, Башмет, Нетребко, Хворостовский — это все такие же бренды, как Кока-Кола. Их знают во всем мире. По ним судят о России.

Во всем другом обелить имидж России на Западе в СМИ будет очень сложно в ближайшие годы.

- Вы увлечены джазом. Где можно послушать, как вы играете джаз?

- На каждом моем фестивале.

Из-за этого наша филармоническая афиша оскудела, мы не слышим Мясковского, Метнера, Хачатуряна. На афишах одни и те же произведения.

У меня свой закон — во всех своих проектах, на всех своих фестивалях я всегда играю рядом с популярными произведениями совсем новые, открываю публике новую музыку.
- Вы вошли в президентский совет по культуре. Насколько вы реально можете влиять на ситуацию?

- Прорыв во многом уже произошел. Например, на Первом канале, который всегда критиковали, и я в том числе.

Знаете ли вы про этот жанр? Танцуете ли вы?

- Раньше танцевал. Сейчас я немного вышел из формы, нет условий для занятий моим любимым футболом или хоккеем. Но скоро приведу себя в порядок, обещаю придти в форму обратно.

Катастрофа полная — я смотрю на себя в зеркало, и прихожу в ужас.

Фото автора

05.12.2013

Похожие статьи: