Очевидно, что фон пианиста, которого многие отечественные и зарубежные критики числят № 1 в мировой фортепианной табели о рангах, мягко говоря, – не самый выигрышный для любого пианиста. Тем более, что у обоих в программах первого отделения значился Шуберт.
Смею заявить, что Сергей Кузнецов не потерялся и на таком ярчайшем фоне.
Сейчас там стоит рояль марки «Boston», приобретённый музеем.
Это кабинетный рояль, выпускаемый по дизайну и заказу Steinway то ли в Южной Корее, то ли в Китае. Инструмент совершенно новый и не разыгранный – на нём выступали раз восемь. Звучит рояль неплохо, но его механика неровная и требует регулировки опытным настройщиком.
Особенно в верхнем регистре.
Надо отдать должное Кузнецову в преодолении трудностей незнакомого и при этом не самого лучшего инструмента. Он впервые опробовал его где-то менее часа до начала концерта и всё-таки сумел подчинить своей воле.
Кстати, умение выглядеть достойно на любом инструменте — это одна из составляющих мастерства пианиста.
«Арабески», так же как и в МЗК, были исполнены очень тонко: всё держалось на полутонах и на множестве градаций piano и mezzo forte, создавая прихотливый рисунок пьесы.
Зато разительно отличалось исполнение «Крейслерианы». В МЗК этот самый сложный для интерпретации шумановский цикл прозвучал заметно остранённо, герметично и может быть даже холодновато.
То исполнение не захватило ни исполнителя, ни слушателя, оставляя их как бы сторонними наблюдателями. Зато в Кусково исполнение «Крейслерианы» было очень личностным, эмоциональным.Музей-усадьба «Кусково». Зеркальный зал
2 июля 2013 г.
Оглядываясь на свою не бедную событиями концертную жизнь слушателя, я пришёл к выводу, что это исполнение «Крейслерианы» Сергеем Кузнецовым было, вероятно, наилучшим из слышанных мной вживе.
На бис Кузнецов великолепно и тонко исполнил пьесу «Ночью» из «Фантастических пьес» Шумана.
Во время исполнения символично погасла лампа, освещавшая пианиста, и он доигрывал пьесу в сумерках. (Хорошо, что не взорвалась, как над Юрием Фавориным в Камерном зале Дома музыки.)
Небольшой зал слушал и Шумана, и даже склонного к длиннотам Шуберта как заворожённый.В первом отделении концерта в Кусково прозвучали соната «Arpeggione» для фортепиано и виолончели (Екатерина Антокольская – виолончель) и Фантазия фа минор для фортепиано в четыре руки (транскрипция для двух рук С. Кузнецова).
Не буду анализировать исполнение «Arpeggione» – слишком разный масштаб исполнителей. Отмечу только, что фортепианная партия была исполнена Сергеем Кузнецовым великолепно, тактично и с отменным вкусом.А старинные люстры, паркет, зеркала, плафон в аллегорических росписях и лепнина двухсотлетней усадьбы, с высокими окнами, распахнутыми в этот тёплый вечер на роскошный парк с газонами, белыми античными статуями и тенистыми аллеями!
Идеальная атмосфера для вдохновенного романтического рояля…
Жаль только, что слушателей этого событийного концерта, который не записывался даже на любительскую камеру, было всего 65 человек, из которых мало кто отдавал себе отчёт в масштабе музыкального события, свидетелем которого им довелось быть.
Да и откуда было бы взяться публике – рекламы этого очень интересного цикла не было практически никакой.
Вдобавок концерт состоялся в выходной день музея. Будь он в его обычный день, аудитория могла бы быть пошире – на концерт наверняка осталась бы часть посетителей парка и музея.
Последний концерт цикла состоится во вторник, 9 июля.
Пианист Андрей Гугнин исполнит произведения Бетховена (соната № 21 «Аврора» и Фантазия) и Брамса (вариации на темы Генделя и Паганини).
Владимир ОЙВИН, «Новости музыки NEWSmuz.com»
01.08.2013
Похожие статьи:
Денис Мацуев: Академическая музыка коммерциализировалась! – ч. 3
- Я счастливый человек. Моя жизнь связала меня с выдающимися музыкантами и дирижерами — если бы кто-нибудь лет 15 назад сказал, что я буду играть с такими музыкантами, я бы не ему не поверил, и сказал бы, что он сумасшедший. Общение с такими людьми, как Гергиев, Башмет, Спиваков, Темирканов, Зубин […]
Денис Мацуев: Академическая музыка коммерциализировалась! – ч. 2
- Я играю в разных городах каждый день одно и тоже иногда, и мне не надоедает. Я молю Бога, чтобы это чувство полета не покидало меня никогда, даже в моменты трудного физического состояния. Я постоянно убеждаюсь, что музыка лечит, вдохновляет, сцена творит чудеса. – О популярной музыке.Вадим ПОНОМАРЕВ, «Новости музыки […]
Киркоров и Рудковская сразятся на Евровидении? – ч. 2
Пришлось срочно расспросить певца о подробностях новоиспеченной сенсации.— Фил, ты сочинил вторую песню. Наши поздравления! Теперь тебя можно назвать настоящим композитором? А я не люблю, чтобы мои песни переделывали. Переделывать свои песни должен только я. Кто здесь “король ремейков”?.. А потом появилось предложение от украинской стороны: поучаствовать в создании песни […]
Михаил Зотов, часть 2: «Наше радио» стало большим, чем просто радио! – ч. 3
То есть это не так, что пришел, допустим, продюсер Пономарев и принес послушать своих подопечных. «Северо-Восток» пришли вообще без всяких продюсеров. Казахскую «Аномалию» Андрей Клюкин услышал на казахском «Нашествии», и принес послушать. Хоть она и не «пошла» в итоге. Дозвониться в эфир сложно, и не каждому подходит.
Михаил Зотов, часть 2: «Наше радио» стало большим, чем просто радио! – ч. 2
- Уйма согласований. Мы вот было решили выпустить фотоальбом «Нашествие». Был спокоен, несмотря на все трудности. – Лестно это слышать. Я чертовски устал, в конце концов. Когда все закончилось, уехал и отдыхал несколько дней. И никуда они не денутся, мы их очень любим. А теперь нужно что-то другое. И мне […]