случае, если запись тиражируется. Если же она не тиражируется, то оркестр и
дирижер получают деньги только за запись – и на этом все заканчивается.
Если в российском авторском праве все так логично, то почему возможны
такие ситуации, как в случае с вдовой Светланова, или недавнего судебного
разбирательства с Олегом Табаковым?
А.Г. С авторскими правами, как правило, проблем никогда не
возникает, поскольку вся классическая музыка написана давно и уже не охраняется
законом. Основные сложности связаны со смежными правами.
Допустим, Бетховен
в исполнении Вильгельма Фуртвенглера, которого также выпускала «Мелодия» в свое
время. Как дело с ними обстоит?
А.Г. Срок охраны прав с момента исполнения составляет 50
лет. На дворе 2005 год, и, соответственно, записи, сделанные до 1955 года, могут
издаваться свободно.
А.Т. Выпускать записи 40-х и 50-х годов именно поэтому
привлекательнее. Во-первых, на них не распространяется закон об авторских
правах, а во-вторых, они довольно приличного качества и не требуют серьезной
технической обработки.Как мы сейчас понимаем, звукозаписывающие мировые “гиганты” этой индустрии
просто убрали конкурента.
Как это произошло?
А.Г. Если у нас с вами заключен эксклюзивный договор, я
плачу вам относительно небольшую сумму денег, а взамен беру обязательство по
выпуску вашей продукции.
При этом выпускаю небольшое количество среднего
качества, открывая простор для своей продукции, которая намного дороже. У вас же
нет возможности выйти с той же продукцией на рынок, поскольку эксклюзивные права
вы продали.
К этому стоит добавить, что в советские годы в «Мелодию» были
вкачены десятки миллионов долларов. Виниловые диски
там в моде, тиражи печатаются, и можно сказать, что этому заводу еще повезло.
Выходит, что все 90-е годы «Мелодия» не печатала своих дисков?
А.Г. Мы начали печатать их только сейчас и практически
прекратили работать на продажу прав. Только сейчас мы начали как-то
развиваться, делать записи с новыми исполнителями, а не тиражировать уже
имеющиеся и продавать лицензии другим компаниям.
По количеству заводов, студий, фонограмм это
была одна из крупнейших компаний в мире, коммерчески успешная как на внутреннем,
так и на внешнем рынке. По сути, покупка «Мелодии» гигантом BMG, была очевидной конкурентной борьбой, которую
мы проиграли. Прошел всего лишь год с того момента, как мы вновь получили
возможность по собственному усмотрению распоряжаться своими лицензиями и
печатать продукцию.
А.Т. В начале 90-х годов вся инфраструктура, включая
музыкальные магазины «Мелодии», студии и т.д., была уничтожена. Ленинградскийзавод грампластинок был вывезен фактически целиком в Германию.
У нас появился шанс.
www.polit.ru
07.08.2013
Похожие статьи:
Что происходит с фирмой “Мелодия”? – ч. 5
сторону. На какой стадии сейчас находится это разбирательство? А.Г. Мы подали жалобу в порядке надзора, и будем идти до верховного суда. Мы не считаем себя виноватыми в данном случае. Мы реализовали то, чем владели. Признание правоты Олега Табакова может повлечь за собой подобные судебные разбирательства?
Что происходит с фирмой “Мелодия”? – ч. 4
сейчас имеет право их выпустить со скандалом. Но мы заинтересованы в договоре с наследниками, отдавая себе отчет в несовершенстве российского авторского законодательства. Расскажите, как устроено авторское право в области классической музыки? Проще говоря, кто является правообладателем? А.Г. Авторские права принадлежат композитору.
Что происходит с фирмой “Мелодия”? – ч. 3
Есть ли еще на российском рынке компании, которые записывают классическую музыку? А.Г. Да, есть немногие компании, которые записывают и издают классическую музыку. Есть такие, кто хочет каким-то образом купить лицензию, а есть те, кто просто делает пиратские перепечатки, пользуясь несовершенством законодательства в России.
Что происходит с фирмой “Мелодия”? – ч. 2
серьезно зависим от западных лейблов и пиратов. Какой смысл издавать такую продукцию, если вся Москва и окрестности завалены Гайдном и Моцартом? Когда мы понимаем, что образовывается лакуна – Вагнера, например, мало – то начинаем выпускать нашу продукцию. Такое «посегментное» отслеживание – весьма сложное занятие.
Алла Пугачева строит фонтан – ч. 2
— Одно время ходили слухи, что Пугачева якобы проиграла эту квартиру в казино. Ее приятели заметили, что Алла Борисовна, которая раньше любила обсуждать обустройство своего нового дома, как-то вдруг подозрительно замолкла, — поинтересовались мы у строителей. Вы бы видели, как диваны подъемным краном прямо к ней в окно затаскивали!..” Кстати, […]